
В музее ульяновского кукольного театра вот уже полвека хранится — нет, не просто хранится, а творит волшебство: работает и радует посетителей всех возрастов — уникальная коллекция. 49 человеческих фигурок из дерева с деревянными же механизмами внутри составляют сложную композицию. Куклы двигают руками, поворачивают головы, «косят» сено, «рубят» капусту, «готовят» и «пилят»... Настоящий быт дореволюционной крестьянской деревни отражен в самобытном кукольном театре, созданном увлеченным мастером-самоучкой. Признание коллекция нашла и на первой Выставке достижений народного хозяйства (прообраз ВДНХ), где фигурки оценили Крупская, Маршак, Чуковский... Сегодня же деревянный театр закрыт на реставрацию – первую в жизни.
Уникальной коллекции — 120 лет: ее создал в 1905 году крестьянин Алексей Морозов. Выточил из дерева детали, расписал лица, нарядил фигурки в одежду и расставил их на столе. Собрал механизм, который приводит «человечков» в движение. Продумал каждую мелочь.
Самой ранней датой изготовления уникальной коллекции называют 1905 год, хотя, очевидно, такая кропотливая работа заняла много времени. Скорее всего, мастер дорабатывал творение на протяжении всей жизни.
— Алексей Морозов был крестьянином. Очевидно, он был очень талантливым человеком, настоящим изобретателем. Хорошо знал ремесло . Думаю, он увлекался механикой — ведь чтобы собрать такое чудо, нужно уметь чертить чертежи, разбираться в тонкостях этой науки. На вопрос «Зачем он это создал» сложно ответить, можно только размышлять. В своем театре Морозов показывал образ жизни, быт села — существует мнение, что села, в котором он жил. На столе представлены все крестьянские ремесла — есть плотники, гончары, кузнецы, сборщики урожая... — рассуждает заслуженная артистка РФ, руководитель музея Ульяновского театра кукол имени народной артистки СССР Валентины Леонтьевой Валентина Модина.
Гениальный самоучка
Алексей Морозов родился в 1873 году в Казахстане. Через некоторое время он переезжает на Урал уже с собственной семьей. У Морозовых родилось трое детей, которых нужно было кормить — и мастер зарабатывал на своем увлечении. С «ожившим деревом», как называл театр сам мастер, Морозов выступал на ярмарках: складывал кукол в три деревянных сундучка, грузил в телегу, на месте собирал, крутил ручку стола — как у шарманки, которая приводила в движение все фигуры, и получал за это «копеечку». Подивиться на балаганчик приходили со всей ярмарки; говорят, односельчане узнавали в «человечках» себя. Другие же называли это блажью. Но равнодушных не было.
— Морозов был гениален. Он работал с черным деревом, буком, вишней. Как нужно было знать составы! Грим на куклах до сих пор как новый — без сколов, — перечисляет Модина.
Мастер показывает свой театр не только на ярмарках и в селе. В 1923 году Морозов возил коллекцию даже в Москву, демонстрировал на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (предшественнице ВДНХ). Привез оттуда диплом, афишу и книгу отзывов, в которой свои подписи оставили Надежда Крупская, Самуил Маршак, Корней Чуковский — все они видели деревянный театр Морозова и остались под впечатлением. Да и сегодня коллекция восхищает.


В 1932 году Морозовы селятся в Поволжье — в Старой Майне. В ту пору мастер задумывает новую композицию, посвященную рабочему классу.
— Только представьте, очевидцем каких событий, проходящих в стране, он был, какое время ему пришлось увидеть! Это была уже не царская Россия, а Россия новая, советская. Морозов хочет показать эти изменения — вытачивает заготовки, готовит чертежи фигур. Но завершить не успевает — в 1934 году, в 53 года, мастер скоропостижно умирает, — говорит Валентина Модина.


Счастливый случай
В кукольный театр коллекция попала по воле случая. Старший сын Морозова Василий работал водителем в драмтеатре. В 1973 году он разговорился с сотрудником театра кукольного — рассказал о макете стола, фигурах, о том, как отец выступал на ярмарках с механической диковинкой. История заинтересовала главного режиссера кукольного театра Владимира Никитина — и не его одного: домой к Морозовым отправилась целая делегация.
— Из сарая Василий вынес три сундучка, где как раз лежали все фигуры. Они были в идеальном состоянии. Театр выкупил всё это великолепие вместе с чертежами за большие по тем временам деньги — 500 рублей. Собирали и устанавливали коллекцию целый год — занимался этим механик театра, фронтовик Вячеслав Рыбалко. Всё расставили как при жизни Алексея Морозова. Стол лишь подвели к электромотору да заменили внутри сыромятные ремни на более современные, — рассказывает Валентина Модина.
В театр попала и малая коллекция Морозова, которой исполняется 80 лет — ее собрали после смерти мастера по сохранившимся чертежам, в ней 13 человеческих фигур. Состояние кукол и механизмов пока позволяет не проводить ремонт — да и каждое «лишнее» вмешательство может быть небезопасным.
Реставрация шедевра
— На нас лежит огромная ответственность перед обществом по сохранению уникального наследия — помимо прочего это еще и целый исторический срез того времени. В музей приезжают люди со всей России, чтобы увидеть эти деревянные механические фигуры — о них знают в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Казани... Приезжают даже взрослые без детей. Приходят ульяновские бабушки и дедушки с внуками, вспоминают, как видели коллекцию в своем детстве, когда она стояла еще без стекла на втором этаже театра, — говорит Модина.
За всё время своего существования коллекции ни разу не ремонтировались. Реставрация началась в прошлом сезоне: заменили стеклянный купол стола, обновили внешний дизайн. Найти специалиста для внутренних работ было трудно — вековой шедевр требует огромных усилий и не меньшей ответственности.


— Мотор, приводящий в движение фигуры, уже изношен, из-за чего куклы двигаются слишком быстро. Это портит деревянные детали. Кроме того, выгорели ткани костюмов, внутри нужно провести легкую чистку — убрать пыль, но и это требует большой осторожности, это кропотливый труд. Очень хочется сберечь коллекцию хотя бы на ближайшие 20 лет — а там, возможно, провести другие работы. Завершить реставрацию планируем в первой половине декабря, — подытожила Валентина Модина.
Также она обратилась к ульяновцам и гостям города:
— Для дерева очень важен температурный режим — а это значит, что любая влага, которая, например, попадает в помещение музея на обуви посетителей осенью, зимой и весной, губительна для коллекций. Поэтому надеюсь, что все отнесутся с пониманием к просьбе пользоваться бахилами или иметь при себе сменную обувь при посещении музея. Театр делает всё возможное, чтобы сохранить такую драгоценность.
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online
Татьяна Лисицына
Ульяновск прощается с журналистом и летописцем Борисом Тельновым
События, 13.12.2025В Ульяновске состоялась премьера фильма «Удивительные клады Волги»
События, 27.11.2025Театральная жизнь «Обыкновенной истории». К 170-летию романа
События, 18.6.1847






